15/04/2021

В школах коми-пермяцкий язык надо изучать как предмет

Координационный совет по вопросам сохранения и развития коми-пермяцкого языка и культуры при Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, который прошёл на прошлой неделе в Министерстве, был посвящён изучению коми-пермяцкого языка в образовательных организациях округа.

Обстоятельный доклад об изучении родных языков в Пермском крае сделала заместитель министра образования и науки Пермского края Наталья Евгеньевна Зверева. В своём выступлении Наталья Евгеньевна подчеркнула, что Министерство образования и науки Пермского края реализует систему дополнительных мероприятий по созданию условий в образовательных организациях, способствующих поддержке интереса у детей изучению родного языка. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счёт бюджета Пермского края в рамках реализации государственных программ «Образование и молодёжная политика» и «Общество и власть». В Пермском крае ежегодно в размере 1,5 млн. рублей направляется в образовательные учреждения, чтобы поддержать изучение родного языка. На сегодня в школах Пермского края свой язык изучают 6,5 тысяч детей. И из них более 4000 детей изучают татарский язык, 2386 учащихся – коми-пермяцкий ( в Прикамье проживает около 150 000 татар, и около 63 000 коми-пермяков). Кроме этого, 38 детей изучают марийский язык, 12 человек – удмуртский, и 27 – коми-язьвинский. Наталья Зверева заметила, что настаивает изучению родного языка в школах башкирская диаспора, которая насчитывается в Пермском крае около 50 000 человек.
Докладчика настораживает переход изучения коми-пермяцкого языка в большинстве школ округа как с предмета, во внеурочную деятельность. Здесь были выделены такие школы как Юксеевская (Кочёвский муниципальный округ), Косинская (Косинский муниципальный округ), Купросская (Юсьвинский муниципальный округ), Ошибская (Кудымкарский муниципальный округ).
На вышеуказанную тему выступили директор ГБОУ ДПО «Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования Владимир Александрович Беляков и его заместитель Татьяна Николаевна Меркушева. Было сказано, что институт регулярно проводит для учителей семинары, мастер-классы, конкурсы, олимпиады. В прошлом году в них приняло участие более 2000 человек. Татьяна Николаевна отметила, что для изучения коми-пермяцкого языка издаются книги, школьные словари, рабочие тетради. Выступающая представила аналитические данные о моделях изучения коми-пермяцкого языка в образовательных организациях Коми-Пермяцкого округа и итогах мониторинга знаний по коми-пермяцкому языку.


Каждый из присутствующих высказал свою точку зрения по дальнейшему изучению коми-пермяцкого языка в школах.
По итогам встречи было вынесено несколько рекомендаций, особым вниманием всеми участниками были выделены следующие: 1. Рекомендовать министерству по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края и руководителям муниципальных органов управления образованием провести дополнительную работу с родителями обучающихся об актуальности изучения коми-пермяцкого языка; 2. В целях преодоления тенденции к снижению доли обучающихся, изучающих предмет «Коми-пермяцкий язык», рекомендовать общеобразовательным организациям Коми-Пермяцкого округа Пермского края не допускать исключения предмета «Коми-пермяцкий язык» из учебного плана и его перевода во внеурочную деятельность, сокращения количества учебных часов для его изучения; 3. Общеобразовательным организациям Коми-Пермяцкого округа Пермского края, допустившим в предыдущие периоды исключение предмета «Коми-пермяцкий язык» из учебного плана и его перевод во внеурочную деятельность, принять меры по восстановлению его статуса как предмета в учебном плане.